Самый большой и грозный военный парусник своего времени — «Марс Великолепный» погиб в бою и затонул в холодных водах Балтийского моря. Легенды гласят, что его судьба была предрешена задолго до этой битвы.
Марс Великолепный
«Марс», также упоминаемый в старых источниках, как «Великолепный», назван в честь римского бога войны. Корабль построен между 1563 и 1564 годами. Это был самый большой и грозный корабль того времени. Совершено справедливо он стал флагманом шведского флота короля Эрика XIV.
Военно-морские историки много знают о кораблях 17-го века, но очень мало о военных кораблях 16-го века. «Марс» часто называют недостающим звеном в разработке и проектировании военных кораблей. Он был гибридом кораблей, предназначенных для тактики абордажа и более поздних платформ с установкой орудий. Этим объясняется большой экипаж на борту — 450 солдат и 350 матросов.
Исследователи установили, что на корабле длина которого равнялась 43-45 метрам, насчитывалось не менее 107 дульных орудий. Другие суда того времени не обладали таким мощным вооружением. «Марс» стал образцом для военных парусников построенных в последующем веке.
Выставка с артефактами «Марса», находится в Музее Вестервика, Швеция.
Гибель Марса
Кровопролитное двухдневное морское сражение с участием 60 шведских и датских кораблей произошло в конце мая 1564 года, у берегов шведского острова Эланд.
Густой дым от огня, жар и ядовитые пары пороха смешиваются с криками ужаса и агонии. Звук ударов стальных клинков и непрерывный мушкетный огонь. Пушечные ядра со свистом и разрушительной силой врезаются в корабль. Палубы залиты кровью матросов. На верхней палубе «Марса» оставшиеся в живых шведские солдаты мужественно отражают одну атаку за другой. Ситуация отчаянная, корабль горит, и огонь все ближе подступает к пороховым запасам. Внезапно мощный взрыв сотрясает корабль. Это наступил конец «Марса»: тонет некогда славный линкор. Оставшиеся в живых шведы и датчане пытаются покинуть тонущий корабль, в то время как жар от горящего «Марса» заставляет воду вокруг него закипать. Поднимается облако пара и в одно мгновение корабль становится морским призраком.
Несмотря на поражение, «Марс» добился в этом бою экстраординарного успеха, чего раньше никогда не случалось в истории: он потопил один из вражеских адмиральских кораблей, используя только свои пушки.
«Марс» был утерян, но при этом родилась легенда, просуществовавшая почти 450 лет. С этой легендой связывают и причину гибели парусника. По легенде, шведский король Эрик XIV имея зуб на католическую церковь, из-за слишком большого влияния, приказал конфисковать церковные колокола, которые он переплавил на пушки для своих кораблей, в том числе и для флагмана «Марса». Тогда это посчитали плохим знаком и пророчили кораблю печальное будущее.
Поиски затонувшего корабля
Еще одна легенда гласит, что призрак поднялся из глубин, чтобы спрятать этот корабль от любопытных глаз. Однако, охотники за сокровищами, археологи и морские историки годами искали затонувший «Марс». Все изменилось в конце весны 2011 года, когда группа дайверов обнаружила одну из величайших находок морской археологии на глубине 75 метров. Это открытие стало кульминацией 20-летних поисков команды археологов Ocean Discovery под руководством Лундгрена. Команда нашла самое известное затонувшее судно Швеции. Дайверам потребовалось около пяти минут, чтобы спуститься к месту крушения: пять коротких минут, чтобы совершить путешествие во времени на 450 лет назад.
«Марс» лежал на морском дне, накренившись на правый борт. Холодная и темная вода Балтийского моря удивительным образом сохранила обломки затонувшего судна. Идеальная «капсула времени». Состояние сохранности не имело себе равных. Все обломки корабля, включая дерево, пушки, артефакты и человеческие останки, покоились нетронутыми на дне моря 450 лет.
Когда археологи подняли на поверхность части корпуса корабля, то они почувствовали, что от обгоревших обломков исходит запах гари, и это спустя почти пять веков.
На полной глубине, около 12 метров, достаточно хорошая видимость, это позволило археологам детально изучить корабль. Поднимать корабль на поверхность не решились, довольствовались лишь небольшой частью артефактов. Большая часть по прежнему покоится на дне.
Кстати, известно, что на борту «Марса» был большой запас серебряных и золотых монет, примерно 4 тысячи. Археологам удалось найти не более десятка, остальные так и находятся среди обломков корабля.