На окраине Соль-Илецка установлен памятный знак в виде хвоста самолета. Рядом с этим местом 2 марта 1943 года потерпел крушение самолет «Ли-2» (Советский поршневой пассажирский и военно-транспортный самолёт времён Второй мировой войны средней дальности, выпускаемый по лицензии на выпуск Douglas DC-3, США.). Тогда погибло 9 человек, в том числе Герой Советского Союза Городничев Николай Павлович.
Ранней весной 2 марта 1943 года транспортный самолёт «ЛИ-2» совершал перелёт из Астрахани в Оренбург, где в то время находилась Академия ВВС Красной Армии. Кроме экипажа на борту находилось ещё несколько человек, грузовой отсек был загружен продуктами для личного состава академии: рыба, ящики с консервами, крупа, сахар. Майору Николаю Городничеву было разрешено по его просьбе привезти из Астрахани его тёщу для того, что бы та помогла с предстоящими родами его жены Галины, у которой на руках был ещё и трёхлетний сынишка Герман, пишет в своей книге «Герои 41-го» Владимир Лапин.
Оставалось около часу полёта, как неожиданно погода резко изменилась – оренбургское небо заволокло тучами, и началась метель. Натужено гудя моторами, «Дуглас» медленно продирался сквозь вьюжную мглу в надежде дотянуть до спасительного аэродрома. Подлетая к Соль-Илецку стало окончательно понятно – до Оренбурга не долететь. Пилоты знали, что на окраине Соль- Илецка за железнодорожной станцией был аэродром, но он предназначался для мелких самолётов, и сейчас он наверняка засыпан сугробами снега. Посоветовавшись, пилоты решили, что выхода нет и надо рисковать.
– Платонида Алексеевна, – обратился Городничев к тёще, – давайте я вам помогу пристегнуться, сейчас будет очень жёсткая посадка.
– Это так серьёзно, Коля?
– Думаю, что да. Но может, повезёт.
Жители ночного Соль-Илецка не могли видеть, но хорошо слышали гул низко пролетающего самолёта, который едва не задел своими колесами привокзальные постройки. Скоро стало тихо.
Соль-Илецк, затерявшийся в оренбургских степях, разделил участь сотен городков за Уралом, принявших на себя все тыловые заботы и напряжённо трудился под лозунгом «Всё для фронта, всё для победы». Являясь важной узловой железнодорожной станцией, он принимал и обрабатывал десятки воинских эшелонов в сутки, оставляя тяжелораненых для лечения в наспех приспособленных помещениях. Сюда был эвакуирован завод из Одессы, на котором стали ремонтировать военную технику, изготавливать снаряды. Возле депо возник цех по ремонту самолётов, была открыта школа по переподготовке лётных штурманов. Жители города и района выращивали хлеб, круглосуточно добывали соль, рубили во вновь открывшейся шахте уголь, поставляли фронту всё, что могли производить и выращивать.
Первыми, полузасыпанный снегом самолёт, обнаружили жители сёл Саратовки и Боевогорской (Боевая Гора). На лыжах, на санях стали растаскивать рыбу, продукты, что-нибудь из вещей. Ни мёртвых, ни живых из экипажа рядом не было. Но это продолжалось недолго — военные самолёт тоже искали и сразу, как стихла метель, властям стало известно о точном месте крушения «Дугласа».
Вот подлинное воспоминание очевидца тех событий:
«Я, Ивашко Тихон Андреевич, с 16 декабря 1942 г. по призыву командования в\ч 31170 ПАКУ (Полтавские Авиационные Курсы Усовершенствования штурманов) работал слесарем по ремонту самолётов. По факту гибели экипажа самолёта «Дуглас» в начале марта 1943 г. Могу пояснить следующее: начало марта этого злополучного года выдалось очень холодным и снежным, поэтому самолёты нашей части полётов не делали. Когда пурга и вьюги прекратились, то из мастерской цеха был выдан на взлётную полосу после текущего планового ремонта самолёт СБ. После приземления лётчик — испытатель спросил руководителя полётов и начальника нашего цеха капитана Садовникова: – А кто летал до него и разбился на Шиховой горе? На Шиховке валяется хвост какого-то самолёта. По указанию из штаба части наш начальник цеха и руководитель полётов поехали на аэросанях на место трагедии и убедились в том, что валяются остатки самолёта «Дуглас», но ни одного члена экипажа или пассажира в самолёте не обнаружено. Их всех обнаружила поисковая группа через несколько часов поиска, глубоко занесённых снегом и замороженных, но при жизни они двигались в сторону Соль-Илецка и находились на различных расстояниях и от самолёта и от города. Райвоенкомат организовал похороны погибших и все гробы стояли в зале кинотеатра «Октябрь», но на похоронах я не присутствовал, так как мы, в то время, работали по 12 часов ежедневно без выходных, праздничных и отпускных…»
А тем лётчиком — испытателем, который обнаружил во время тренировочного полёта фюзеляж «дугласа» был Рубцов А.А. Он был слушателем этих Полтавских Курсов. В школьном музее города хранится листок с воспоминанием Александра Андреевича о той страшной находке. В фойе клуба «Октябрь» стояло вряд девять обтянутых красным сатином гробов. Особую значимость это происшествие получило после того, как стало известно, что среди погибших был и Герой Советского Союза Городничев Николай Павлович. Впервые жители Соль-Илецка увидели так близко жертвы той войны и, молча стоя у гробов чужих людей в военной форме, думали о своих сыновьях, отцах, мужьях, братьях. Упаси их, Господь, спаси и сохрани. У гроба Городничева сидела приехавшая из Оренбурга почерневшая от горя его жена Галина Васильевна.
– Коленька, как же так, ты же из всех боёв выходил без царапинки, а тут и войны-то никакой нет, как же так, как же я без тебя с двумя ребятишками жить-то буду? – измученно шептала она, вглядываясь сквозь слёзы в его закрывшиеся навсегда глаза. А вдруг это какая-то страшная ошибка, вдруг веки его приподнимутся, и она увидит его любящий взгляд. А рядом, ещё совсем нестарая, лежала её мамочка. – Господи! Как же теперь жить?
Похоронили лётчиков на кладбище за городом с воинскими почестями, могилы обнесли общей оградкой, на табличках написали имена. Вот они: Майор Городничев Н.П., капитан Снинаренко И.К., капитан Ушаков П.М., ст. л-нт Слезко М.П., ст. л-нт Кристьяновский Г.Л., ст. л-нт Нарышнин Н.Г., ст. с- нт Свинарёв И.М., ст.с-нт Ушаков Н.Ф., Суханова П.А.
А через 34 года было принято решение перенести останки Николая Павловича Городничева в городской парк Воинской Славы. Принять такое решение побудило письмо уже взрослого сына героя, живущего вместе с матерью в Астрахани. Обращаясь к Соль-Илецкой власти в августе 1969 года, он писал:
«1 марта 1943 года неподалёку от г. Соль-Илецка погиб мой отец Герой Советского Союза Городничев Н.П. Он похоронен в вашем городе. Убедительно прошу сообщить, сохранилась ли его могила и, если да, то выслать фотографию её…».
Автор этого очерка прочитал обращение сына героя и взялся за исследование этой, уже давнишней истории. Выяснилось, что за долгие годы могилы лётчиков почти сравнялись с землёй, исчезли имена на табличках, оградка покосилась и заржавела. Должного внимания к могилам фронтовиков со стороны властей в 70-е годы ещё не было, и звонкая фраза:
«Никто не забыт, ничто не забыто» на деле оставалась лишь на лозунгах военно-патриотических конференций. Началась переписка с родственниками, личные встречи, сбор документов и фотографий, которые позднее были использованы автором при создании школьного музея и бюста героя, подаренного этой школе. Город постепенно стал заново узнавать, чей прах покоится на его земле.
Полный список погибших земляков в годы войны 1941-1945 г.г. начался с его имени, хотя «земляком» он и не был. А чей он земляк? Родился в Омске, учился в Астрахани, лётчиком стал в Сталинграде, служил под Брестом, воевал под Москвой, заканчивал Академию в Оренбурге, погиб в Соль-Илецке. И всё это за 28 лет жизни! Самым удивительным было то, что на войне он был всего несколько месяцев. Но как воевал! Первый день войны и первый воздушный бой. Уже через два (!) месяца – орден Красной звезды, затем орден Ленина, а ровно через полгода — Герой Советского Союза! Вот подлинный текст наградного листа:
«…Отважный и бесстрашный лётчик — истребитель. С начала Отечественной войны с германскими захватчиками участвует в боях на Западном направлении и Калининском фронте. Во всех проведённых боях показал исключительное мастерство и умение. Что даёт ему возможность выходить всегда победителем в борьбе с численно превосходящим противником. Неоднократно водил в бой группу самолётов и не имел потерь в личном составе. За период военных действий имеет 180 боевых вылетов, из которых 46 на штурмовые действия по аэродромам, мотомехчастям, танковым соединениям и живой силе противника, 54 на сопровождение, 12 на разведку и остальные на патрулирование и перехват противника. Провёл 27 воздушных боёв, в которых уничтожил 11 вражеских самолётов: 4 Ю-88, 2 МЕ-109, 3 МЕ-110, 1 Хш-126, 1 ю-87. Количество сбитых самолётов подтверждено оперативными сводками 47 САД ВВС Запфронта. Во время штурмовых действий было уничтожено: 12 самолётов, 25 автомашин с грузом, 10 цистерн с горючим, 20 огневых точек ЗА, до 200 солдат и офицеров противника. Вывод: За проявленное мужество и геройство в борьбе с германским фашизмом достоин высшей правительственной награды с присвоением звания Герой Советского Союза. Командир 5 гвардейского ИАП майор – Беркаль.22 декабря 1941 г.».
Военный корреспондент «Правды» Б. Полевой писал: … «А вот этот широколицый и подвижный майор Городничев, который только что какой–то весёлой шуткой насмешил своих товарищей, греющихся у костра, однажды получил приказ догнать и посадить вражеского разведчика, сумевшего разнюхать новый аэродром части. На своём замечательном истребителе майор быстро догнал врага и, комбинируя огонь пулемётов и пушек, постепенно вынудил его снизиться с высоты 2000 до 20 метров. Враг попался искусный. Умело маневрируя и уклоняясь от свинцовых струй, выжимая из своей машины всю возможную скорость, он уходил, стараясь пересечь линию фронта. Она была уже близка. Тогда Городничев обогнал врага, сделал боевой разворот и бросил свой самолёт в лоб немцу. Машины стремительно неслись друг на друга. Решали мгновенья, решали нервы. И немец не выдержал. Он покорно снизил свою машину и сел.».
Солнечным и тёплым выдался день 6 мая 1977 года. Лёгкий ветерок перемешивал в воздухе крутые запахи цветущих деревьев. Наступили те самые дни, когда белый цвет в природе – главный. И при такой торжественной чистоте природы стыдно горожанам держать неприбранными дворы и улицы – всё подметено, деревья побелены, земля вокруг них вскопана. Скоро – День Победы. А сегодня – торжественное перезахоронение останков Героя Советского Союза Гродничева Николая Павловича. С утра на городскую площадь стали прибывать люди. Многие знали, что близ города в жестокую мартовскую метель 1943 года потерпел аварию военный самолёт «ЛИ-2», что вместе с экипажем трагически погиб и Городничев, который заканчивал в это время военную академию в Оренбурге. Николай Павлович во время учёбы неоднократно бывал в Соль-Илецке. Выступал с лекциями, участвовал в уборке урожая в местном колхозе. Многие местные жители его ещё помнили, хотя и пошло с тех пор уже 34 года. На эту скорбную церемонию перезахоронения приехала жена Гродничева Галина Васильевна и его сын Герман Николаевич. Под траурные звуки оркестра к площади медленно подъехал бронетранспортёр, на котором была установлена урна с прахом героя. Под торжественные звуки Государственного Гимна и залпы оружейного салюта опускается в нишу надгробия урна с прахом. На мраморной плите имя, даты рождения и смерти Н.П.Городничева. Ему было всего 28 лет.
На месте крушения самолёта под Соль-Илецком установлен памятный знак, прах героя покоится в городском парке воинской славы, механический цех машиностроительного завода носит его имя. Учащиеся 4-й городской школы из отряда «Поиск» рассказывают экскурсантам, посещающим школьный музей «Боевой славы» о жизни и боевых подвигах Н.П. Городничева, чьё имя в 1967 году было присвоено пионерской дружине этой школы. Одна из улиц города носит имя Н.П. Городничева. Возле школы установлен бюст героя, у которого проходят все торжественные школьные мероприятия. Герман Николаевич Городничев снял фильм о своём отце, который показали по районному телевидению и передали в музей.
Говорят, что человек живёт до тех пор, пока его помнят. Лётчику – герою Городничеву Н.П. в сердцах людей жить вечно.