19 сентября 1830 г. недалеко от Керчи случайно при хозяйственных работах было найдено погребение в кургане Куль-Оба. Раскопки, проведенные чиновником керченской таможни П. Дюбрюксом, привлекли внимание к древностям Причерноморья не только ученых, но и Министерства двора, в ведении которого находился Эрмитаж.
Находки из кургана Куль-Оба – погребения эллинизированной скифской знати второй половины IV в. до н. э., впервые показали миру, как выглядели скифы, известные до тех пор только по рассказам античных авторов.
Погребение находилось в большом склепе с уступчатым сводом, типичным для крымских курганов IV в. до н. э. Большую часть пространства склепа занимал деревянный саркофаг, разделенный в длину на две части. В одной лежал скелет знатного скифа с золотой гривной на шее и массивными браслетами на руках. Здесь же нашли бляшки с изображениями скифов. В другой части саркофага было оружие – парадный меч, кнемиды, – а также инсигнии власти – золотая чаша, оселок, золотая лента, украшавшая нагайку. Саркофаг был расписан в античной манере. Сохранились фигуры грифонов и собак. Это были, возможно, сцены охоты, семантика которой связана у скифов с темой смерти.
Женщина покоилась на деревянном ложе. Его украшали пластины из слоновой кости. Выгравированные на них сцены из греческих мифов стоят в одном ряду с лучшими образцами вазовой живописи. На голове покойной был сложный убор из электровых диадемы и лент, на шее и руках – золотые гривна и браслеты. На скелете нашли подвески с головой Афины и серьги тончайшей работы, а рядом – зеркало и серебряное веретено. В руках у женщины был сосуд с изображением скифов. У стен стояли сосуды разных форм, бронзовые котлы с напутственной пищей, амфоры с вином. В склепе был похоронен также слуга. Рядом с ним в особом углублении лежали кости лошади, шлем и кнемиды.
Во время раскопок в плохо охраняемый склеп проникли грабители. Они выворотили плиты пола и нашли бронзовую, обложенную золотом гривну и массивную золотую бляху в виде фигуры оленя. По словам пойманных позднее воров, они вскрыли еще одну могилу. Однако, возможно, это был характерный для скифских курганов тайник, куда прятали особо ценные вещи. По склепу были разбросаны золотые бляшки с одежд и покрывал, развешанных на стенах. Были найдены также ножи, наконечники стрел, дротиков и копий. Все вещи из кургана Куль-Оба делятся на сугубо скифские; скифские по функциям и форме, но выполненные в греческой манере, и произведения греческого искусства.
Вещей сугубо скифских в кургане Куль-Оба относительно немного. Это наконечники стрел, копий и дротиков, бронзовые котлы, ножи с костяными рукоятками и один нож с рукояткой, обложенной золотом. На рукояти этого ножа, так же как на золотой ручке, приделанной к античному бронзовому зеркалу, изображения в зверином стиле трактованы скифским мастером довольно схематично.
Самый массовый материал из кургана Куль-Оба – это штампованные золотые бляшки. Они украшали ритуальные одежды, а некоторые делались специально для погребения. Хотя часть бляшек пропала при раскопках, оказалась в других музеях и частных коллекциях, собрание Государственного Эрмитажа насчитывает 828 куль-обских бляшек. Меньшую часть составляют изображения в зверином стиле, который трансформировался в сторону схематизма и декоративности. Бляшки со скифскими сюжетами исполнены в античной манере. Самая многочисленная группа – бляшки с греческой тематикой.
Самые значимые для скифов вещи исполнены в эллино-скифской манере. Гривна в форме витого жгута с фигурками скифских всадников на концах выполнена в стиле этнографического реализма, в котором выдержаны все изображения скифов из кургана Куль-Оба. Мастер точно запечатлел одежду и этнический тип воинов, конскую узду с S-образными псалиями, коротко подстриженные гривы лошадей и длинные волосы всадников. Витые браслеты ахеменидского типа с запястий вождя завершаются протомами сфинксов. Втулки гривны и браслетов декорированы филигранью и оживлены синей и зеленой эмалью. На браслетах есть следы древней изношенности и поломки.
Браслет, надетый на предплечье погребенного мужчины, судя по следам изношенности, был фамильной драгоценностью. По стилю изображения фигур его датируют второй половиной V в. до н. э. Мастер соединил скифскую форму с греческим сюжетом.
На гладкую золотую поверхность он напаял сцены борьбы Пелея и Фетиды и Эос, похищающую Титона. В такой же технике изготовлены женские браслеты. Их форма в виде широкой золотой ленты с рельефной полосой посередине – типично скифская, а сцены терзания исполнены в греческой манере.
Возможно, тот же мастер, который изготовил браслеты со сфинксами, был автором оправы точильного камня. Ее золотой фон покрыт филигранным узором, составленным из розеток, пальметт и цветов лотоса. Оселок носили при жизни, так как оправа потерта. Однако его не использовали по прямому назначению для заточки оружия, поскольку слоистый мягкий камень непригоден для этого. Этот оселок, как и аналогичные ему точильные камни из кургана Чертомлык и других погребений IV в. до н. э., входил в поясной набор знатных скифов и был, вероятно, амулетом.
В поясной набор входили также парадный меч и чаша. На золотой обкладке ножен, выполненной в технике басмы, изображены сцены терзания копытных животных реальными и фантастическими хищниками. На выступе представлен странный для скифов персонаж – морской конь гиппокамп. Золотая фиала декорирована обычными греческими апотропеями – масками Медузы и силенов. Углубление в центре окружают фигурки дельфинов. Обитателей водной стихии гиппокампа и дельфинов скифы могли соотносить с потусторонним нижним миром. Однако, возможно, эти персонажи были связаны с культом Фагимасада, бога царских скифов, которого Геродот отождествлял с Посейдоном.
Обычно греческие мастера при изготовлении культовых сосудов для скифов сохраняли их древние формы, восходящие, видимо, к деревянным и глиняным прототипам. Так выполнены три серебряных сосуда с круглым дном и рельефом по тулову. На одном изображены плывущие и ловящие рыбу утки. На другом – львы и грифоны нападают на кабана, оленя и козла. Эта тематика, соотнесенная со скифской моделью мира, традиционна, как и форма сосудов. Манера изображения характерна для греческого искусства эпохи поздней классики.
Третий сосуд отличает характер декора. В его центральном фризе пантера и лев терзают оленя. Фигуры животных плоскостны, детали проработаны жестко, напоминая «скелетную манеру» восточных мастеров. Ритон с окончанием в виде протомы барана также выдержан в восточном декоративном стиле. Из ритонов, видимо, пили во время ритуалов, что не исключает их бытовое использование. В изображениях сакральных сцен ритон – принадлежность мужчины. Женщина держит в руке зеркало и (или) круглый сосуд. Такими предметами была снабжена знатная скифянка, погребенная в кургане Куль-Оба. Как жена царя она, видимо, выполняла какие-то жреческие функции.
Поражает своей достоверностью этнографически точное изображение скифов на сосуде. Первоначальная трактовка сюжета как сцен из скифской жизни была опровергнута открытием других памятников с близкими мотивами. Сейчас большинство исследователей полагает, что эти сцены иллюстрируют рассказ Геродота о происхождении скифов. По Геродоту, у героя Таргитая и змееногой богини было три сына. Власть получил младший сын Скиф, который сумел натянуть тетиву на лук отца. На сосуде из кургана Куль-Оба возраст младшего сына не подчеркнут, но он изображен как типичный скиф. На сосуде из Частых курганов Таргитай протягивает лук безбородому младшему сыну.
Старшие сыновья Агафирс и Гелон были изгнаны из страны. Они изображены в сценах врачевания на куль-обском сосуде. Братья помогают друг другу вылечить больной зуб и раненую ногу. Именно такие ранения – нижней челюсти и левой голени, можно получить при неудачном натягивании тетивы на лук. Серебряный сосуд с аналогичным сюжетом, найденный в 1969 г. в Гаймановой могиле, подтвердил мифологическую основу подобных изображений. Все эти сосуды относятся к памятникам эллино- скифского искусства.
Женские украшения: фрагментарно сохранившееся ожерелье в виде тесьмы с подвесками, височные подвески и серьги – шедевры греческого ювелирного искусства периода поздней классики. Аналог куль-обского ожерелья – ожерелье из кургана Большая Близница. К широкой тесьме прикреплены цепочки с подвесками на концах. Места соединения тесьмы и цепочек закрывают розетки и диски, покрытые синей и зеленой эмалью. Серьги с диском и ладьевидной подвеской характерны для IV в. до н. э. Они украшены тончайшей филигранью, эмалью, каскадом цепочек с подвесками и миниатюрной скульптурой. На диске помещены фигурки нереид, везущих оружие Ахиллу.
Мельчайшая зернь покрывает ладью третьей, непарной, серьги. Гранулы сгруппированы по четыре. Однако заполнение не везде равномерно, так как в процессе диффузной пайки гранулы слегка сместились. На концах ладьи миниатюрная Ника завязывает сандалию. Этот мотив, видимо, навеян скульптурой храма Ники Аптерос на афинском акрополе. Статуя Афины Партенос была прототипом для головы Афины на височных подвесках из кургана Куль-Оба. Лицо богини спокойно. Игра золотых бликов создает контрасты света и тени на полированной поверхности диска, окруженного побегами плюща, с листочками, покрытыми синей и зеленой эмалью.
Курган Куль-Оба исключителен по количеству найденных в нем шедевров античного искусства. Вопрос о месте производства многих вещей остается открытым. В городах Северного Причерноморья ювелиры работали издавна. Это подтверждают находки литейных форм в Ольвии и городах Боспора, например в Нимфее. В период высшего расцвета Боспорского царства, в IV в. до н. э., туда в поисках богатых заказчиков могли приезжать мастера из Греции и Малой Азии. Они учитывали вкусы клиентов-варваров. Ведь даже эллинизированная знать из окрестностей Пантикапея среди вещей с греческой тематикой выбирала те, которые можно было ввести в контекст скифской культуры.