Находки из кургана Чертомлык

Находки из кургана Чертомлык

Чертомлыкский курган – самый грандиозный из Приднепровских курганов IV в. до н. э. Под его сложенной из блоков дерна насыпью, высотой 20-22 метра, диаметром около 100 метров, окруженной мощной каменной крепидой, было найдено около 7000 артефактов. Раскопки И. Е. Забелина, организованные Императорской археологической комиссией в 1862-1863 гг., – один из первых примеров систематического изучения древнего памятника. Останцы кургана были доисследованы в 1979–1986 гг. Эта работа дала полную картину его конструкции и процесса строительства. Из всех курганов IV в. до н. э. Чертомлык наиболее соответствует рассказу Геродота о погребении скифских царей.

Курган Чертомлык
Курган Чертомлык

Чертомлыкский курган замыкал с востока протянувшуюся по линии запад–восток цепочку из нескольких десятков разновременных курганов. При раскопках его насыпи было найдено около 50 конских уборов. Это перекликается с рассказом Геродота о жертвоприношении через год после смерти царя 50 коней и 50 скифских юношей. Были обнаружены конские и человеческие «строительные» жертвы, совершенные до возведения насыпи кургана. Среди остатков погребального кортежа нашли десять наверший, исполненных в зверином стиле, но не было никаких следов погребальных повозок. Это обстоятельство косвенно подтверждает, что центральное погребение Чертомлыка – мужское.

Курган Чертомлык
Курган Чертомлык. Центральная гробница и конские захоронения План и разрез (по И. Е. Забелину)

Чертомлыкский курган был разграблен в древности. Грабители вывели свой подкоп в главное погребение, изрядно опустошив его. Им помешал обвал, он спугнул воров и преградил доступ в другие помещения, которые располагались по углам ямы, вырытой от материка на глубину более 10 метров. Самая большая из этих погребальных камер, северо-западная, состояла из двух помещений, отделенных перегородкой. В отдаленной части с тремя нишами-тайниками находилось главное захоронение. Грабители сильно повредили скелет покойного, лежавший на деревянном помосте. Убегая от обвала, они оставили много золотых предметов, в том числе парадное оружие, спрятанное в нише.

Курган Чертомлык
Гривна с фигурками лежащего льва

В непотревоженной грабителями части основной камеры в деревянном саркофаге была похоронена женщина. Судя по ее богатому убору и утвари, это была не наложница, а одна из жен царя. Здесь же был похоронен, видимо, виночерпий. Рядом с ним была амфора, и вдоль стен камеры стояли 15 глиняных амфор для вина. Среди них – знаменитая серебряная амфора, таз и черпак. В юго-западной камере были погребены два знатных воина с драгоценными гривнами на шеях. У одного была обвитая золотой лентой нагайка – принадлежность людей высокого ранга. Остальные две камеры – кладовые для одежды и утвари. В одной был похоронен слуга или служанка, в другой – собака.

Курган Чертомлык. Рукоять меча. Деталь
Рукоять меча. Деталь

В 14 метрах к западу от входной ямы находились три конские могилы. Количество могил соответствует трехчленному делению военно-политической структуры скифского общества. Оно обычно для кочевников Евразии и соответствует делению орды на центр и два крыла. Ядро политического объединения – военная аристократия, родственники царя. За ними следуют привилегированные подданные и зависимое кочевое население. Кони в отдельных могилах – это дары царю от подданных. Конское убранство, более скромное в южной и средней могилах и роскошное золотое в северной, соответствовало социальному статусу дарителей.

Курган Чертомлык. Рукоять меча
Рукоять меча

Вместе с конями в южной и средней могилах были похоронены «конюхи». Они, видимо, были людьми значительными для своего ранга, судя по гривнам на шеях и золотым украшениям. В северной могиле конюха не было. Этими конями в уборе из золота – царского металла, должен был править сам царь.

Находки из кургана Чертомлык

При раскопках 1984 г. нашли захоронение так называемого виночерпия. Этот воин охранял 56 амфор с вином. Чертомлык – уникум среди «царских» курганов IV в. до н. э. Это определяется количеством коней в отдельных могилах (11), количеством сопровождающих человеческих погребений (10), сложностью планировки, богатством и количеством инвентаря.

Курган Чертомлык. Обкладка ножен
Обкладка ножен

Время центрального захоронения в кургане Чертомлык – 340–320 гг. до н. э. В нем, возможно, погребен анонимный царь, умерший между двумя посольствами европейских скифов к Александру Македонскому в 329-328 гг. до н. э. Анониму наследовал его брат. Александр и скифы обменялись дарами.

Находки из кургана Чертомлык

К ним мог бы относиться меч со сценой сражения на ножнах. Рукоять меча сделана древнеиранским мастером в V в. до н. э. На ней изображена сцена охоты конных лучников. Общая композиция, виды животных характерны для ахеменидского искусства. После походов Александра много восточного оружия оказалось в греческом мире. В Причерноморье рукоять получила новый клинок.

Курган Чертомлык. Обкладка ножен. Деталь
Обкладка ножен. Деталь

Такие ажурные клинки встречаются редко, в основном, в парадном оружии. Клинок был подогнан под новые ножны. На них представлены пять сцен сражения греков и варваров: 1) единоборство грека и варвара; 2) защита раненого воина; 3) всадник на раненой лошади; 4) врачевание в бою; 5) мертвый всадник. Они трактовались как эпизоды Греко-персидских войн, как сражение греков и амазонок, как события троянского цикла. В любом случае в них присутствует идея противостояния эллинов и варваров. Она активно пропагандировалась при Александре Македонском, который вел свой завоевательный поход под лозунгом «отмщение персам за поругание греческих святынь».

Курган Чертомлык. Ножны меча из кургана Чаян. Деталь
Ножны меча из кургана Чаян. Деталь

Накладка ножен сделана в технике басмы. Мастер использовал две бронзовые матрицы – для выступа со сценой терзания и собственно ножен. На матрицу накладывался золотой лист, на котором после протирания оставалось изображение в более мягкой форме, чем на матрице. Детали (волосы, руки и т. п.) подчеркнуты металлическим карандашом. Кое-где чеканом нанесены точечные удары. По этой матрице, вероятно, в мастерской Боспора было сделано несколько ножен. Они отличаются деталями отделки. Выступ ножен из кургана Чаян сделан по другой матрице, на которой вместо грифона, терзающего голову оленя, представлен напавший на оленя лев.

Курган Чертомлык. Накладка на горит
Накладка на горит

В тайнике рядом с мечом лежал горит. Его золотая накладка также сделана в технике басмы с бронзовой матрицы. Известны еще три накладки с этой матрицы. Центральное изображение представляет историю Ахилла. В верхнем фризе слева мальчика Ахилла обучают стрельбе из лука. Затем идет сцена опознания Ахилла среди дочерей царя Ликомеда и прощание Ахилла с Ликомедом. В нижнем фризе слева: жена Ликомеда с дочерьми во время прощания с Ахиллом; Ахилл под стенами Трои; Фетида держит урну с прахом Ахилла. Такие наборы престижного оружия, сделанные на Боспоре, возможно, были дарами Перисада I союзным скифским вождям.

Курган Чертомлык. Перстень с овальным гладким щитком
Перстень с овальным гладким щитком

Геродот сообщает, что вместе с царем «в остальном обширном пространстве могилы погребают одну из наложниц царя, предварительно задушив ее». Женщина, погребенная в Чертомлыке, была, очевидно, одной из царских жен. Ее украшали золотые гривна, височные подвески, широкие браслеты. На пальцах были характерные для женщин золотые перстни с гладкими щитками. На правый мизинец надет перстень с изображением летящей утки. Высокий головной убор и покрывало расшиты золотыми бляшками. У правой руки нашли бронзовое зеркало. В кладовых хранились предназначенные для нее одежды, обильно расшитые золотыми бляшками.

Курган Чертомлык. Перстень с овальным щитком
Перстень с овальным щитком

Среди них два типа бляшек имеют похожий сюжет. На 53 бляшках представлена женская фигура анфас. Справа от нее стоит скиф с сосудом в руках, слева – жертвенник с пылающим огнем. Эти плоскостные, схематичные изображения выполнены в варварской манере. В античной традиции сделаны 20 бляшек, на которых богиня с зеркалом в руках сидит на троне, перед ней стоит скиф, пьющий из ритона. Эти сцены изображают приобщение к божеству, священный брак царя с богиней, который гарантирует благополучие скифскому обществу и подтверждает сакральность власти царя. Пламя на алтаре намекает, что это – богиня огня Табити, которую Геродот сравнивает с Гестией.

Курган Чертомлык. Подвески височные
Курган Чертомлык. Подвески височные

Скифы, изображенные на бляшках, держат в руках ритуальные сосуды. Такой же характер имеет и набор серебряной посуды из женского погребения: амфора, таз и черпак. Греческий мастер интерпретировал скифские сюжеты в античной традиции. Под горлом амфоры грифоны терзают оленя. На плечиках – композиция из рельефных фигур скифов и лошадей с жертвоприношением лошади в центре. На тулове среди завитков растительного орнамента изображены птицы. Сливные отверстия оформлены головками львов и протомой крылатого коня. Все рельефные фигуры отлиты отдельно и прикреплены к амфоре серебряными штифтами. Позолоченные изображения и орнамент хорошо видны на серебряном фоне.

Курган Чертомлык. Бляшка с богиней с зеркалом
Бляшка с богиней с зеркалом

В ритуальный комплект входил также большой таз, в который, вероятно, наливали вино. Затем вино черпаком разливали в чаши. Стенки таза каннелированы. В центре дна расположена розетка-цветок, окруженная пышным растительным орнаментом, подчеркнутым позолотой. Под ручками таза изображена обнаженная женская полуфигура в калафе. Калаф в античной традиции был головным убором Деметры и ее жриц. Так греческий мастер изобразил скифскую хтоническую богиню Апи, с культом которой, возможно, была связана покойница. На ее жреческое достоинство указывают головные уборы в виде калафа, найденные в кладовых.

Курган Чертомлык. Бляшка с богиней анфас
Бляшка с богиней анфас

Все четыре калафа сделаны в виде отдельных золотых пластин с зооморфными и растительными мотивами, которые нашивали на ткань или кожу. Большинство пластин античного производства.

Находки из кургана Чертомлык

Мастер продавал либо уже готовые калафы, либо отдельные пластины, которые скифы нашивали на основу по своему усмотрению. Чертомлыкские калафы – результат такого монтажа.

Курган Чертомлык. Головной убор в виде Калафа
Головной убор в виде Калафа

Пластины отличаются уровнем мастерства. В процессе эксплуатации они реставрировались, дополнялись. Некоторые части из золота более низкой пробы, видимо, были сделаны скифами. Античные ювелиры обычно работали с высокопробным золотом.

Курган Чертомлык. Амфора
Амфора

Преобладание в комплексе Чертомлыкского кургана произведений античных мастеров свидетельствует о культурных и экономических связях греков и варваров. Тем не менее Чертомлык – классический скифский памятник. Совершенный в нем погребальный обряд наиболее точно соответствует погребальным традициям времени расцвета Скифии.

Курган Чертомлык. Таз
Таз

О самом высоком ранге погребенного говорит количество конских и сопровождающих погребений, преобладание золота и серебра в украшении конской сбруи. Предположительно в Чертомлыкском кургане был похоронен безымянный царь, умерший в 329-328 гг. до н. э. во время дипломатических контактов скифов с Александром Македонским.

Находки из кургана Чертомлык

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *