Сокровища Келермесских курганов

Сокровища Келермесских курганов

Келермесские курганы – классический памятник скифской архаики. Находятся неподалёку от станицы Келермесская в Гиагинском районе Адыгеи. Были частично исследованы Н. И. Веселовским в 1903—04 годах. Под курганными насыпями в результате раскопок он обнаружил большие прямоугольные могилы с перекрытиями в виде деревянных шатров на столбах. В могилах были найдены оружие, украшенные в зверином стиле, посуда, останки лошадей. Часть найденных экспонатов находится в Эрмитаже.

Курганы сооружены в основном во второй половине VII в. до н. э. Скифский могильник возник на месте погребений эпохи бронзы III–II тыс. до н. э. и состоял из цепочки 34 курганов – могил знати; погребений, устроенных в насыпях древних курганов; и бескурганного некрополя рядового населения. Многие курганы, хотя были разграблены еще в древности и сильно пострадали от недобросовестных и грабительских раскопок в начале XX в., содержали богатейший материал – память о переднеазиатских походах скифов.

Находки из Келермесских курганов
План Келермесского могильника

Геродот сообщает, что после смерти царя его мумифицированное тело возят по подвластным областям. Скифы в знак траура наносят себе раны и сопровождают царя к месту погребения. «Тело на соломенной подстилке опускают в могилу. По обеим сторонам втыкают в землю копья, а сверху настилают доски и покрывают их камышовыми циновками». Похоронив вместе с царем его слуг и коней, скифы «все вместе насыпают над могилой большой холм… стараясь сделать его как можно выше». Хотя многие курганы из-за многолетних распашек сейчас едва видны, устройство их могил, наличие обряда втыкания в землю оружия соответствуют данным Геродота.

Находки из Келермесских курганов
Келермесский курган №31

Скифы, вернувшись из переднеазиатского похода профессиональными воинами, подчинили местное население. Они, защищая меотов от других номадов, получали взамен продукты земледелия и ремесла. Из аборигенов набирали вспомогательные части пехотинцев и всадников. Ведь, по словам Страбона, меоты, «хотя и занимаются земледелием, не менее воинственны, чем кочевники». Во время пребывания в Передней Азии у скифов укоренился институт царской власти. Об этом говорит богатейший набор вещей из Келермесских курганов, состоящий из произведений скифского звериного стиля, вещей в смешанной скифо-восточной манере и работ ассирийских, урартских и ионийских торевтов.

Находки из Келермесских курганов
Археологические раскопки Келермесских курганов

Некоторые престижные царские вещи не вписываются в быт номадов. Это фрагменты дворцовой мебели, такие как золотые украшения подлокотников трона. Инкрустированные вставками из янтаря, они декорированы чеканными головами львов, баранов, головками мака, орнаментом из зерни. В таком же стиле выдержаны детали парадного табурета в виде львиных голов. Эти произведения ассирийских или вавилонских мастеров, возможно, были дипломатическими подарками скифским царям.

Находки из Келермесских курганов
Золотое украшение ручек трона из Келермесского кургана №1

Высокий статус погребенных в Келермесских курганах подтверждают три золотые диадемы. Такой тип украшений необычен для скифов. На Востоке диадема с солярными знаками-розетками – это царская регалия, которую носили поверх головного убора. Интересно, что одна из диадем Келермеса (с розетками и птицами) была надета на бронзовый шлем. В ее декоре также использована зернь и инкрустация янтарем. Поза хищной птицы с повернутой в профиль головой, раскрытыми крыльями и распущенным хвостом перейдет в скифское искусство VII–V вв. до н. э.

Находки из Келермесских курганов
Золотая диадема из Келермесского кургана №1

Со времени переднеазиатских походов в скифском искусстве утвердился месопотамский образ грифона. Хищная голова грифона на длинной изогнутой шее помещена в центр роскошной золотой диадемы. Она украшена розетками со следами голубой эмали, филигранью, каплевидными подвесками и двумя головками баранов на длинных цепочках. Это – шедевр ионийских греческих мастеров, которые в период архаики работали в традициях переднеазиатского искусства. Подобный тип грифона, но исполненный в обобщенной скифской манере, представлен на навершиях из того же кургана.

Находки из Келермесских курганов
Золотая диадема из Келермесского кургана №1

Скифскими атрибутами власти, по Геродоту, были упавшие с неба золотые плуг, ярмо, секира и чаша. Секира, меч-акинак, лук и стрелы – основа скифского вооружения, которое распространилось в Передней Азии и Закавказье с появлением там скифов. На рукояти Келермесского меча и в верхней части ножен крылатые божества стоят по сторонам древа жизни, стилизованного как на урартских поясах. В изображениях фантастических существ на ножнах соединены черты животных, рыб и людей в комбинациях, характерных для искусства Урарту. Эти плоские фигуры сплошь покрыты дробным орнаментом.

Находки из Келермесских курганов
Меч-акинан из Келермесского кургана №1

Лопасть, за которую меч подвешивали к поясу, окаймляют головы хищных птиц. В центре помещен олень в жертвенной позе. Его рельефная, слегка ограненная, лишенная деталей фигура отлична от плоских изображений коврового стиля на ножнах. Это произведение одного из урартских мастеров, которые, как известно, копировали оружие по скифским образцам. Такой же меч, но худшей сохранности, найден в Литом кургане в Приднепровье. Урартские мастера, работая в привычной для себя манере, учитывали вкусы заказчиков-скифов.

Находки из Келермесских курганов
Секира из Келермесского кургана №1

Более органично скифская и восточная традиция соединились в изображениях на золотой церемониальной секире. Ее нашли рядом с мечом. Многие хищные и копытные животные на рукояти секиры напоминают работы скифских мастеров. Однако графическая трактовка деталей, обилие декоративных мотивов выдают руку восточного торевта, которому чужда лаконичность скифского искусства. Рядом с реальными животными появляются медведь с лапами в виде птичьих голов и слонообразный монстр.

Находки из Келермесских курганов
Бляха в виде фигурки кошачьего хищника (пантеры). Келермесский курган №1 (раскопки Д.Г. Шульца)

В науке существовало мнение, что звериный стиль возник в ходе переднеазиатского похода. Сейчас, благодаря находкам в Туве памятников звериного стиля IX–VIII вв. до н. э., кажется несомненным, что у скифов накануне похода было развитое искусство, отражавшее их мировоззрение. Особенность раннего звериного стиля – изображение только реальных животных. Были выработаны канонические позы. Такие фигуры-формулы хищника и жертвы вписаны в прямоугольную обкладку горита. В традиционной скифской манере созданы знаменитые шедевры – келермесская пантера и олень из Костромского кургана.

В Передней Азии под влиянием древневосточной традиции звериный стиль эволюционировал, обогатился новыми мотивами. В Келермесе найдены характерные для скифов костяные детали конской сбруи. Наряду с бляшками-пронизями в виде голов баранов и козлов появился образ фантастического грифо-барана. В нем черты барана с загнутыми рогами сочетаются с клювом хищной птицы. Этот образ неизвестен ни в сакском, ни в сибирском, ни в савроматском зверином стиле. Он встречается только в скифских западных регионах в VII – начале VI в. до н. э.

Золотые конские наборы из Келермесских курганов имеют восточные прототипы – уздечки на конях ассирийских царей. Узда украшена налобником, который закрывает морду коня от холки до ноздрей. Нащечные ремни декорированы широкими пластинами и круглыми бляхами-фаларами. Нанесенные на них солярные знаки отражают одну из ипостасей коня как солнечного божества. С древневосточным влиянием связано появление бронзовых колокольчиков. Предполагалось, что подвешенные к шейному ремню, они своим звоном отгоняют злые силы от коня и его хозяина.

Найденные в погребениях сосуды обычно связаны с ритуалом или являются атрибутом власти. Видимо, царскими регалиями, подобными тем, о каких упоминает Геродот, были две золотые чаши, вставленные одна в другую. На внутренней чаше в технике чеканки изображены различные животные. Вверху – бегущие страусы, очень популярные в ассирийском искусстве. В двух нижних поясах – бегущие и лежащие копытные и хищники. Их фигуры трактованы сухо. Детали переданы так, как если бы с животных сняли шкуру (скелетная манера). Этот стиль выдает руку ассирийского мастера, который пытался учесть вкус заказчика-скифа.

В скифских могилах часто находят зеркала. Это не бытовой предмет, хотя такое значение не исключалось, особенно в женских погребениях. У многих древних народов зеркало ассоциировалось с солнцем, плодородием, жизнью. Оно отражало сущее, угадывало прошлое, предвидело будущее. Волшебные свойства зеркала усиливали нанесенные на его обороте изображения. Скифские зеркала VIII–VI вв. до н. э. круглые, с бортиком, петелькой или столбчатой ручкой на оборотной стороне. Ручка прикрыта бляшкой, на которой изображены солярные знаки (лучи, розетка) или свернувшееся животное. Такие зеркала есть в Келермесском могильнике.

Находки из Келермесских курганов
Зеркало с загнутым краем и ручкой в центре из Келермесского кургана №4

Уникально серебряное зеркало, оборотная сторона которого покрыта пластиной из электра. Это работа ионийского мастера, который использовал скифский тип зеркала и отдельные мотивы звериного стиля. Однако он исполнил все произведение в декоративной манере, присущей восточно- греческому архаическому искусству. Для нее характерна плоскостная трактовка фигур, условная передача шерсти короткими насечками, боязнь свободного пространства.

Хотя конкретное содержание изображений неясно, можно предположить, что ионийский мастер в привычной для него форме воплотил представление скифов о мифологическом мире. Центр зеркала, обозначенный розеткой, возможно, сакральный центр мира, вокруг которого вращаются светила. Стоящие сфинксы приветствуют восход солнца, а сидящие обозначают его закат. Борьба быка и льва связана со сменой созвездий и знаменует возрождение природы. Главный персонаж, хозяйка зеркала – это малоазийская богиня Кибела. Здесь ее образ тождествен скифской богине плодородия Аргимпасе. Покрытые шерстью длинноволосые мужчины, возможно, мифические аримаспы, борющиеся с грифоном.

Находки из Келермесских курганов
Диадема из трех плетеных цепочек. Курган Литой (Мельгуновский клад)

Коллекция Келермесских древностей насчитывает более 9000 предметов. Среди них работы в смешанной восточно-скифской манере, уникальные произведения восточных мастеров и самобытные произведения скифского звериного стиля, который обогатился под влиянием переднеазиатского искусства. Кроме Северного Кавказа памятники раннескифского искусства есть в Приднепровье. В 1763 г. генерал А. П. Мельгунов преподнес Екатерине II золотые бляшки, диадему и меч, аналогичные келермесским. Однако именно Келермес дает самую полную картину скифской культуры VII в. до н. э.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *