Курган Солоха — первый грандиозный курган воздвигнутый в степном Причерноморье. Расположен в Васильевском районе, Запорожской области, недалеко от посёлка Верхний Рогачик. В кургане высотой 18 метров было две усыпальницы. Одна из них принадлежит царю Октамасаду. Более раняя — его брата Орику. Более старое захоронение было разграблено еще в древности. Зато погребение царя Октамасада оказалось нетронутым. Вместе с царем были похоронены мальчик-виночерпий, оруженосец и конюх с пятью конями. В захоронении было найдено много уникальных артефактов, в том числе из золота. Представленные ниже находки хранятся в Государственном Эрмитаже.
Греки использовали такие чаши для возлияний богам. Однако фиала лежала в нише-тайнике отдельно от скифских ритуальных сосудов. Ее поверхность заполнена сценами терзания. Фигуры зверей образуют три фриза. Кажется, что хищники и их жертвы вовлечены в непрерывный круговорот жизни и смерти. На фиале сохранились греческие надписи – память о ее прежних владельцах. Надписи на парадной посуде в конце V – первой половине IV в. до н. э. были характерны для Фракии. Известно, что между фракийской и скифской знатью существовали родственные связи. Возможно, чаша была династическим подарком скифскому царю.
Массивная фиала своей тяжестью повредила лежавший под ней горит. Изображение на нем сохранилось фрагментарно. В верхнем фризе греческий мастер представил нападение льва и грифона на лань. На нижнем фризе запечатлена схватка двух конных с тремя пешими скифами. Скифская одежда и вооружение переданы точно. В изображении схватки обращает на себя внимание то, что молодые пешие воины противостоят зрелым мужчинам. Возможно, это намек на династическую борьбу в среде скифской знати в V в. до н. э.
У царя было три меча, один из них парадный с золотыми накладками на рукояти и ножнах. На золотой пластине ножен скифский мастер в декоративной манере представил сцены терзания. Членение изображения на три части – это признак архаичности, свойственный декору многих скифских ножен VII–V вв. до н. э.
На обивке несохранившегося деревянного сосуда изображены птицы, олень, рыбы. Эти достаточно распространенные мотивы здесь соотнесены с трехчастным делением мира, соответствуя небу, земле и подземному миру.
Шедевр эллино-скифского искусства – серебряный сосуд со сценами охоты. Полусферические чаши с горизонтальными ручками были распространены у кочевников Евразии. Греческий мастер в классической манере, очень тщательно и тонко изобразил сцены царской охоты. На одной стороне чаши два всадника охотятся на льва. На другой стороне идет охота на рогатую львицу. По представлениям древних, львица, кормящая детенышей, – самый грозный, непобедимый зверь. Рога увеличивают ее силу и показывают, что изображена не обычная охота, а священное действо, происходящее в потустороннем мире. Символика охоты, очевидно, связана со смертью, с переходом в иной мир.
На шее царя была массивная золотая гривна в виде витого жгута с головками львов на концах. Ее изготовил греческий мастер. Головки львов на гривне аналогичны водостокам Парфенона, оформленным в виде мраморных львиных голов. Использование голубой, синей, белой эмали в сочетании с тонким филигранным узором характерно для работ греческих ювелиров эпохи классики. У скифов гривна была символом знатности и власти.
Создавая этот шедевр — греческий мастер применил литье, чеканку и гравировку. В верхней части изображены три скифских воина. Что удивительно, вооружение всадника в центре почти в точности совпадает с вооружением царя, владельца этого гребня.
Еще один примечательный факт. Данный гребень был обнаружен правнуком императрицы Екатерины II и её фаворита Г. Г. Орлова. — Графом Алексеем Александровичем Бобринским.