То, что когда-то было новым, без должного ухода безвозвратно устаревает, рушится, растительное окружение дичает и превращается в заросли. Так и некогда роскошный санаторий имени Орджоникидзе с великолепным парком вокруг него давно заброшен и являет собой ныне печальное зрелище.
А ведь, казалось бы, еще не так давно знаменитый санаторный комплекс им. Орджоникидзе в районе Хосты, расположенный на участке в 16 га (с парковками) и состоящий из 15 объектов, представлял собой корпуса вроде итальянских палаццо с фонтанами, объятых южной флорой.
Курортный проспект (бывший Сталинский), к слову сказать, известен рядом «дворцов здоровья», построенных для трудящихся в Сталинскую эпоху, которые со временем стали настоящими сочинскими достопримечательностями. А заброшенный санаторий имени Г.К. Орджоникидзе (между Мацестой и Дендрарием) по праву считается одним из удивительных архитектурных памятников Большого Сочи.
Период курортного строительства активизировался в стране в 30-е годы, процесс захлестнул и Сочи. За короткий срок в его черте появились мосты и виадуки. А в 1934 Григорий (Серго) Орджоникидзе облюбовал именно эту террасную площадку под будущий санаторий для шахтёров, и с одобрения (и по распоряжению) И. Сталина уже в 1935 на юго-западе горного склона Бытхи приступили к возведению основных зданий в стиле неоклассицизма с широкими лестницами по проекту академика М.Я. Гинзбурга.
А их художественным оформлением по соглашению с Управлением делами было поручено заниматься И.С. Кузнецову (одну из бригад возглавлял его сын), работами на стройке руководил С.А.Юнг. Не прошло и 3 лет, строительство в целом было завершено, и 13.12.1937 «Дворец для народа» (изначально именовавшийся санаторием «Нартяжмаш») уже принял на лечение первых горняков-угольщиков. Шахтер-новатор А.Г. Стаханов с писателем А. Толстым оказались тогда в числе первых посетителей, что стало своего рода рекламой для новой здравницы.
Весь ансамбль с чертами сталинского ампира разместился вокруг центрального корпуса с портиком и 6 коринфскими колоннами, в котором прежде была богато украшенная столовая на 380 мест. На экскурсиях гиды не упускают случая рассказать, что когда отдыхающие впервые входили в нее, похожую на большой дворцовый зал, на какое-то мгновение забывали даже, что в этих стенах предполагается не банкет для первых лиц, а обычная трапеза. Главный корпус в ансамбле выполнял доминирующее значение.
В не менее помпезных боковых корпусах в 5 этажей, с затейливой лепниной, росписями и позолотой в отделке, придающими помещениям некую праздничность, были спальные номера. В каждом номере имелся балкон или лоджия, в люксовских имелась даже плетеная мебель. С главным корпусом они соединены открытыми переходными галереями, в которых над росписью сводов и прорисовкой деталей в арочных потолках трудились художники Палеха и Мстёры.
В 9 санаторных корпусах могли одновременно разместиться до 640 отдыхающих. А кроме клуба-столовой и банкетного зала к услугам курортников были кинотеатр, библиотека, комната для настольных игр и бильярдная, танцзал с театральной студией, своя парикмахерская и даже сберкасса. Административные здания с лечебными корпусами, расположенные за основными строениями, выполнены в едином стиле, но чуть скромнее.
Помимо корпусов, поражающих масштабами и ориентированных на юго-восток с красующимся вдали Кавказским хребтом и величественным Эльбрусом, широкие лестницы с фигурными балясинами перил, с каменными вазонами для цветов, с фонтанами в нишах и множеством архитектурных деталей придают особый колорит всему комплексу, объятому буйной южной растительностью.
А известный фонтан с танцующими почитательницами бога виноделия Вакха при открытии санатория не был готов, он занял центральное место во всей композиции лишь в 1939, на оси между главным корпусом и парадной лестницей. Скульптор В.Ф. Добровольский (в содружестве с Тепляковым П.Н. и Нечаевым М.И.) ваял статуи с одной медсестры, поэтому все 8 вакханок на одно лицо. Теперь фонтан, к сожалению, не работает, как и другие фонтаны на территории комплекса, более скромные, но тоже достойные внимания, хотя вакханки по-прежнему «веселятся» (а почему бы на отдыхе и не расслабиться слегка?).
В советское время этот фонтан не раз засветился в ряде кинофильмов, один из них — «Старик Хоттабыч» (1956). В сцене у фонтана (во время зарядки) и приземлился ковер-самолет с путешественниками перед «чудесным дворцом могущественного владыки», который на самом деле оказался здравницей для «простых советских граждан».
В санатории, названном перед войной именем народного комиссара тяжпрома СССР (что еще проглядывается на одном из строений), в 1941-1945 находился эвакогоспиталь № 2132, чему свидетельством памятная доска на стене корпуса №1. После ВОВ здравница перешла в ведение Министерства угольпрома.
На обустроенный в 1950-ом пляж через 2 года пустили 340-метровый фуникулёр (ныне не действующий), созданный по проекту архитектора Фука, 2-ой в регионе после фуникулера в санатории имени Ворошилова неподалеку. Тоннель для него в 126 м прорубили прямо в скале. На фуникулере прокатили даже Елизавету Баварскую, прибывшую в Сочи 07.04.1958. Королеву Бельгии угощали «Нарзаном», а в санатории был дан обед в честь Её Величества.
Сюда ехали поправить здоровье со всего Союза, и не только партийная элита. Даже в 1990-х после смены контингента отдыхающих санаторий продолжал функционировать. Здесь лечили целый ряд заболеваний, и многие методики, использовавшиеся с 1962, не потеряли актуальности до начала 2000-х.
Но в 2010 комплекс закрыли на реконструкцию. Его планировали обновить быстро, вкладывая на «косметику» бюджетные деньги, потом передали частной компании, однако затея «омолодить» лечебно-оздоровительное предприятие к Олимпиаде не удалась. К тому же санаторный комплекс, перешедший в 2016 под «крыло» Управделами президента России, был признан памятником архитектуры регионального значения, что уже сделало превращение зданий дворцового типа в безликие современные строения невозможным.
При возрождении бывшей здравницы должна быть сохранена планировка, внешний вид и интерьеры внутри зданий. Необходимо повысить комфортность спальных номеров, которые не вполне отвечают нынешним нормам, да и сейсмостойкость строений требует усиления. Словом, после всех экспертиз, оценок и ряда предложенных проектов по оживлению ветшающего фонда сумма сметы составила примерно 22 млрд. рублей. Так что процесс согласований и подготовки буксует, с финансированием вопрос пока не решен, и будущее объекта культурного наследия покрыто мраком.
Гиды в программе многих экскурсий обращают на эту «заброшку» внимание, но многие туристы и сами, воспользовавшись городским транспортом, приезжают сюда отдохнуть от городского шума, неспешно погулять по парку, полюбоваться видами, открывающимися с высоты, и посмотреть на то, что еще не так давно поражало особенностями архитектуры, помпезной роскошью и живописностью парка с раскидистыми пальмами и гималайскими кедрами, который теперь больше напоминает лесные дебри.
От бывшей ухоженности здесь не осталось и следа, дорожки крошатся, ступеньки в парке в плачевном состоянии, росписи в арках потрескались, штукатурка валится со стен, двери заколочены или под замком. Удивительно, но даже увядающий вид комплекса продолжает оставаться удачной локацией для фотосессий, где остатки былой роскоши, если не сказать величия, еще напоминают о былом.
И побродить по территории сочинской здравницы, захватив еще не до конца развалившиеся скульптуры и прочую красоту, некоторым образом окунувшись в атмосферу советского прошлого, все же интересно, полезно и приятно.
Кстати, в июне 2021 пресс-службой администрации было объявлено о начавшейся подготовке к реконструкции бывшей здравницы, в ходе которой будут сохранены «лицо» и архитектурная специфика сочинского памятника.
Территорию в связи с этим закрыли для посетителей. Когда снова «оживет» санаторий, неизвестно, но такое богатство сохранить нужно обязательно и, дав санаторию 2-й шанс на жизнь, обеспечить ему достойное во всех смыслах будущее.